Печать

В. А. Ютрименко. Храмы на Кавказской Линии

Опубликовано в научно-публицистические

Храмы на Кавказской Линии

Станичный храм с колокольней на четырех столбах

 

Владимир Ютрименко, Государственный советник Кабардино-Балкарской Республики 2 класса

 

КАВКАЗ В СИЛУ СВОЕГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ на протяжении длительного периода был источником противоречий между тремя государствами: Турцией, Персией и Россией. "Кавказ! Какое русское сердце не отзовется на это имя, - писал В.А. Потто, - связанное кровной связью и с исторической, и с умственной жизнью нашей родины, говорящее о неизмеримых жертвах ее и в то же время о поэтических вдохновениях".

По личному указанию Государя Императора Петра I адмирал Апраксин, осматривая в 1711 году русские поселения в Кавказском крае, предложил переселить гребенцов на левый берег Терека, чтобы положить начало казачьей кордонной линии. Гребенцы исполнили это распоряжение в следующем же 1712 году и перенесли свои пять городков на левый берег Терека, по направлению к крепости Терки. В 1712 году на новом месте были построены пять станиц — Червленая, Щедринская, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская по направлению вниз по течению Терека к Терской крепости. Таким образом, было положено начало казачьей 88-километровой кордонной линии.

С начала 1760-х годов русское правительство приступило к активному строительству военных укреплений по Тереку и Кубани. Первое укрепление, согласно документальным материалам, было построено на территории Малой Кабарды в Моздоке в 1762 году. В 1776 году князь Григорий Потемкин предложил построить от Моздока до Азова укрепленную военную линию из 10 крепостей и указал их наименовать в честь: Св. Апостола Андрея, Св. Апостола Павла, Св. Марии, Св. Георгия, Св. Александра Невского, Св. Екатерины, Св. Креста, Св. Владимира, Первопрестольной столицы и Войска Донского. Предлагаемую военную линию назвали Азово – Моздокской. Однако за ней закрепилось название "Кавказская линия".

Еще во время войны с Турцией генерал-аншефу графу И.В. Гудовичу, назначенному в 1791 году князем Потемкиным командующим Кавказской линией, Высочайшим повелением было определено представить соображения об устройстве военной линии по заключению мира. Эти соображения были изложены графом Гудовичем Государыне Императрице Екатерине II в донесении от 16 января 1792 года, трактующем о том, каким образом, по заключении ожидаемого с турками мира учредить военную линию для обеспечения южных границ на Кавказе. К донесению была приложена ведомость обо всех заведенных по линии от Каспийского моря до Черного моря крепостях, укреплениях и редутах, занятых и не занятых войсками. Граф находил линию неустроенной и требующей больших изменений. На его всеподданнейшее донесение Императрица Екатерине II, в частности, повелела усовершенствовать линию от устья Терека до Екатеринограда, согласно представленному плану, а также устроить предложенные им укрепления между Екатериноградом и Воронежским редутом.

КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ ПРИНАДЛЕЖАЛИ ВСЕ КРЕПОСТИ, укрепления, посты, редуты оборонительных линий, передовые укрепления, устроенные в Кавказском крае. Кавказская линия располагалась на пространстве, занимаемом местным населением Кавказского линейного казачьего войска и мирными горскими народами, находившиеся под управлением начальников Кавказской линии.

К донесению графа Гудовича от 16 января 1782 года было приложено "описание" городов, крепостей и всех селений на Линии. Город Кизляр основан в 1735 году, его гарнизон всего 1277 чел. Станицы Терско-Семейного войска – Бороздинская, Дубовская и Каргалинская, основанные в 1735 году; население всех трех состоит из 1050 душ. Станицы Гребенского войска – Курдюковская, Старогладковская, Новогладковская, Щедринская и Червленная – имеют все вместе 2496 человек. Город Моздок основан указом 1762 года, с 1770 года имеет гарнизон всего 757 человек. Жителей 1640 душ. Станицы поселенного Моздокского казачьего полка: Калиновская – 418 человек, Ищерская – 471 человек, Галюгаевская – 404 человека, Мекенская – 407 человек, все основаны в 1770 году. Наур – с 1770 года станица, потом крепость; гарнизон бывшего Московского региона казачьей команды, всего 1726 человек. Селения Моздокского уезда: Близкое, Опасное, Привольное, Прасковея и Покойное; слободы: Павлодольская, Первородная, Прохладная, Солдатская, Малка и Курская; помещичьи селения: Александровка, Кавказский Усвет, Володимировка и Ростовановка. Крепости Екатериноградская, основана как станица и вместе с тем наименована крепостью в 1777 году; при ней станица поселенного Волгского казачьего полка с 510 душами. Павловская, основана с того же года, при ней поселенного казачьего полка 327 человек. Город Георгиевск заселен станицей и назван крепостью также с 1777 года; при нем станица в 633 человека; городских жителей 57 человек. Селения Георгиевского уезда: Верхнее и Нижнее Подгорное, Обильное, Новозаведенное, Незлобное, Государственное, Отказное и Нина; слободы: Александрия, Александровская солдатская, Новогригорьевская, Александровка, Екатериновка и Ивановская. Город Александров, основанный как станица в 1777 году, жителей – 33 человека; при нем станица – 768 казаков. Александровского уезда селения: Высоцкое, Медведское, Благодарное, Найденное, Сергеевское, Петровское, Калиновское, Сабля, Новоселица, селение при Черном Лесе, Донская балка и Белый Ручей. Крепость Северная – станица и крепость с 1788 года; при ней станица из 438 казаков. Город Ставрополь – с 1788 года станица и крепость, а с 1786 года город; жителей – 300 человек; при городе – станица поселенного Хоперского казачьего полка с 745 казаками. Крепости: Московская – с 1779 года станица и крепость, при ней поселено Хоперского казачьего полка 438 казаков; Донская с того же года; при ней станица того же полка с 511 казаками.

В 1777 – 1778 гг. прославленный полководец Александр Суворов, командовавший кубанским корпусом, разработал план пограничных укреплений от Тамани до верховьев Кубани и далее до старой Терско-Моздокской линии. Было построено 5 укреплений и 20 редутов.

23 июля 1779 года астраханский генерал-губернатор генерал-поручик В.И. Якоби направил рапорт Г.А. Потемкину с предложением устроить крепость у Бештовых гор, которая должна была "служить замком" Азово-Моздокской линии. Названо Константиногорской крепостью в честь сына императора Павла I великого князя Константина, родившегося в 1779 году. Первыми поселенцами стали присланные из Георгиевска рекруты и Свияжский батальон.

В 1786 году Гребенское, Терское-Семейное, Волгское и Терское казачьи войска и Моздокский казачий полк были отделены от Астраханского войска и вместе с Хоперским казачьим полком получили название поселенных Кавказской линии казаков.

В июне 1793 году после объезда Линии, Гудович сообщил графу Салтыкову, что он начал переделывать тесную и дурно устроенную Константиногорскую крепость. В половине ноября того же года он донес Государыне об окончании работ. Укрепления Константиногорска расширены вдвое и устроены "в правилах лучшей обороны"; в ней стоит уже батальон егерей.

В 1816 году в должность Главноуправляющего на Кавказе и в Грузии вступил генерал А.П. Ермолов. В целях расширения Кавказской линии им была инициирована постройка целого ряда крепостей на территории Большой Кабарды. Крепости были заложены по линии предгорий, на реках: Малке, Баксане, Чегеме, Нальчике, Урвани, Череке, Урухе.

Вот что пишет по поводу строительства укреплений Кабардинской линии П.Зубов:

"… Генерал Ермолов с особым отрядом выступил сам для обозрения Кабардинских земель, дабы изыскать ближайшие средства водворению тишины и порядка. Совершая таковое обозрение, генерал Ермолов удостоверился, что среднюю черту Кавказской линии, расположенную тогда в местах знойных, производящих в войсках болезни и смертность необыкновенные, полезно перенести к подошве так называемых черных гор, от Владикавказа и до Верхней Кубани: ибо тем самым сокращалось протяжение линии укрепления, и посты строятся в местах, выгодных и здоровых, а новое размещение войск дает возможность некоторую часть оных приблизить к реке Кубани… и тогда будет возможным перевезти Военно-Грузинскую дорогу на левый берег Терека до самого Владикавказа, где пролегая по Кабарде местами населенными можно будет иметь легчайшие способы транспортирования и несравненно удобнейшую переправу через Малку, нежели через Терек, умноженный большими реками, в него входящими. Все таковые обстоятельства представляя Государю императору… Получив Высочайшее разрешение на перенесение средней черты Кавказской линии, генерал Ермолов, несмотря на позднее осеннее время, успел еще в 1822 году устроить значительные укрепления на реке Урухе, Нальчике и Баксане, в центре Кабардинской земли…"

Другой его современник И. Дебу пишет следующее:

"…р. Сунжа с 1817 по 1820 год занята разными укреплениями… Кавказская линия распространена до самого Дагестана… черта кордона от Баталпашинской переправы до р. Малки продлена посредством новь учрежденных укреплений… Через год прибавлены таковые посты: 1-й, в недельном расстоянии от Кисловодского укрепления, под названием Кабардинского, а 2-й, при Малки, у так называемого Каменного моста; связь их посредством укреплений по Нальчике и разным другим рекам, соседними с Сунжею, составила новый Кордон линии, простирающегося до самого Дагестана".

Позже Кавказская укрепленная линия была разделена на левый фланг, центр, правый фланг, Владикавказский военный округ и Черноморскую кордонную линию. Значительные укрепления на Кавказской линии именовались крепостями: Нальчикская, Владикавказская Грозная, Внезапная, и др. Их дополняли форты, редуты, пикеты, наблюдательные посты.

Центр Кавказской линии протянулся от Каменного моста на реке Зеленчук до моста Секретного близ Моздока и подразделялся на Кисловодскую и Кабардинскую линии, а также часть Военно-Грузинской дороги. Центр заключал в себе поселении волжских и горских казаков, Большую и Малую Кабарду, Карачай и горские племена за Черными горами, до Владикавказского округа.

Военное и административное управление Центра Кавказской линии по распоряжению Ермолова размещалось в крепости Нальчик и имело четыре отделения: строевое, судное, казначейское, горское и совмещало в себе функции военного и гражданского управления отдельными территориями Кавказа. Начальник Центра Кавказской линии был высшим представителем административной, военной, финансовой и судебной власти.

ПО ХОДАТАЙСТВУ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРА САРАТОВСКОГО И КАВКАЗСКОГО П.С. Потёмкина Святейший Синод разрешил возводить постоянные храмы на Кавказской линии.

В форштадте крепости Нальчик иждивением воинских чинов Кабардинского егерского полка в 1826 году была возведена первая деревянная церковь. Военные, служившие в крепости Нальчик, насколько могли сами участвовали в устроении церкви. Возводили ее сами и на свои средства, собирали деньги на ремонт, поддержание и украшение внутреннего убранства. Часто обращались к вышестоящему начальству для выделения денежных средств из казны на приобретения церковной утвари и содержания причта. В этом храме воины полка приносили присягу, исповедовались, венчались, отмечали храмовые, общевоинские и государственные праздники. Здесь совершались богослужения перед отправкой воинов в походы, благодарственные молебны за удачный исход битвы, отпевания и панихиды по погибшим воинам. Любовь, какую питал воин к своей церкви, запредельна. Все земное было для него преходящим, относительным, не имело ценности и в лучшем случае представлялось ступенью к небесам. Спасение души — вот к чему стремился русский человек, в особенности военный. Это и понятно, ведь в любой момент он мог погибнуть.

Не одни только орлы да знамена веяли над ратью русскою: ее осенял, обыкновенно, и животворящий крест Христов, ее сопровождали наиболее чтимые святые иконы. Русские люди всегда защищали Россию с молитвой на устах. Перед вступлением в бой с врагами Отечества русский воин читал молитву:

"Господи Боже, Спасителю мой! По неизреченной любви Твоей Ты положил душу Свою за нас. И нам заповедал полагати души наша за друзей своих. Исполняя святую заповедь Твою и уповая на Тя, безбоязненно иду я положить живот свой за Веру, Царя и Отечество и за единоверных братий наших. Сподоби меня, Господи, непостыдно совершить подвиг сей во славу Твою. Жизнь моя и смерть моя - в Твоей власти. Буди воля Твоя. Аминь".

Вдохновленный верою православною, русский воин твердою поступью переходил пропасти, взбирался на недосягаемые снежные вершины гор, брал неприступные крепости, терпеливо и богатырски выносил и голод, и холод, обороняя и спасая свое отечество.

А когда Господу угодно было благословить воинство русское победою, то все, от военачальника до последнего воина, успех свой обыкновенно приписывали милости Божией, заступничеству Пречистой Богоматери и святых угодников.

Русский солдат воистину силен и грозен тем, что всегда он был и есть, прежде всего, "христолюбивый воин". Терпение, кротость, христианское благодушие и строгое неуклонное исполнение долга, безропотное страдание в болезни и ранах - вот что изумляет и друга и недруга в наших солдатах. Храбрость, стойкость, героизм существуют, конечно, и во всех армиях. Но незлобие, доброта, жалостливость, самоотвержение и скромность, всепрощение и любовь, то есть именно христианские добродетели, ставшие народными русскими добродетелями, - вот в чем великая особенность русского солдата, удивляющая иностранцев.

О своих впечатлениях пребывания на Кавказе, о воинах служивших здесь замечательно написал в своих "Письмах о Кавказе и Крыме" Флориан Антуан Жиль. Швейцарец по происхождению, в 1840 году был определен на русскую службу начальником I Отделения Императорского Эрмитажа, библиотекарем Собственных Его Императорского Величества Библиотек, заведующим Царскосельским Арсеналом. Вот что он пишет:

"Обширная линия станиц или военных поселений казаков и форты, образующие атакующую и оборонительную систему северного склона Кавказа, от устья Кубани до устья Терека, делятся на Правый фланг и Левый Фланг. Штаб-квартира всей линии казаков находится в Ставрополе.

На правом краю сразу же располагается линия казаков Черного моря (Черноморья), чьей столицей является Екатеринодар, что на Кубани…

Левый фланг, о коем мы уже говорили, начинается в Нальчике близ Екатеринодара. Он насчитывает Горский и Владикавказский полки (последний расположен от Екатеринодара до Владикавказа)…

…На Кавказе русские солдаты вспоминают огромные просторы, зеленые степи Великороссии, хоры и хороводы в своих деревнях и в прекрасной песне, кою запевают: "Мы дети севера, мы дети белого царя".

Для них Кавказ является краем, куда государь послал их исполнять задачу, коя, по их пониманию, важна, ибо ее они осуществляют непрерывным рядом подвигов и самоотречений. Но всегда думают о России. Лишь там русский солдат чувствует себя дома…

Один из секретов крепости и стойкости пред лицом любого испытания русский солдат – это их незыблемая вера в то, что это большой край, где придется совершить и развернуть большие дела, и нет ничего, чем они не пожертвовали бы ради этого ощущения, царящего в народной массе…

Кавказская армия состоит из людей необыкновенной закалки. Мне казалось, что я вижу древние римские легионы. В каком бы ни было сражении, что провидение приберегло, вероятно, для России такие полки, как Кабардинский, Куринский и вообще, все полки этой армии исполнят чудеса отваги и самопожертвования, что могут совершить сильные люди.

Это абсолютно, рыцарская армия, счастливая повиноваться любому и уважаемому командиру из-за его рыцарской натуры… Кавказ является школой больших опасностей и больших вдохновений. Здесь человек всегда готов умереть с той безмятежностью, что придает чувство исполненного долга…

Кавказская армия с гордостью утверждает, что ее император любит армию, кою видел, будучи наследником престола, побывав в ней и вспоминая, что недалеко, в Маленькой Чечне, на берегах Рошни, между Воздвиженским и Ачкоем, откуда в тот час велось, в частности, наступление, император, вдруг заметив противника…, устремился на него во весь опор, повинуясь рыцарскому душевному движению врожденной храбрости, за кою Кавказская армия потребовала чрез посредство своего командующего…и добилась для него креста Святого Георгия.

Именно с этой стороны Кавказа, проистекая из России, исходит христианское начало, предназначенное принести этим горским народам цивилизацию.

Именно с этой стороны строятся все дальше и дальше христианские церкви, кои создают в качестве духовной силы укрепленные пункты Кавказской линии…

Эти церкви, будучи признаком возвращения цивилизации в эти края, возвышаются недалеко и как бы рядом с древними христианскими церквами, кои являются, памятниками цивилизации…

ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПРИШЕДШАЯ ИЗ ВИЗАНТИИ ЧЕРЕЗ ЮГ, ПЕРЕМЕСТИЛАСЬ СЕГОДНЯ НА КАВКАЗ, ПРИДЯ СЮДА С СЕВЕРА. Россия, продвигаясь через перешеек, через этот мост сообщения между Европой и Азией, здесь все более и более вершит свое святое дело, к коему ее призывает ее географическое положение и ее предназначение".

Церкви на территории Кавказского края находились в ведении военного ведомства и в ведении епархий. Церкви, расположенные военных укреплениях и в станицах Кавказской линии, были полковыми либо казачьих войск и находились в ведении военного ведомства. Городские и сельские церкви – в епархиальном ведении. Для многих полков в XIX в. церкви были построены на средства Военного министерства. Они были одновременно и приходскими церквами православного населения, проживавшего в военных укреплениях и поселениях. В 1840 году на Кавказскую линию был назначен обер–священник Особого Кавказского корпуса, в управление которого с 1846 года входили не только полковые церкви, но также церкви казачьих линейных войск на Северном Кавказе. Хорошее материальное обеспечение военного духовенства привлекало многих священников. Обычно сюда назначались священники, имевшие особенно хорошую аттестацию от епархиальных управлений, или те, которые окончили духовную академию.

Со строительством храмов на Кавказской линии изначально произошла задержка. Дело в том, что еще в конце предыдущего столетия император Павел I запретил строить в России деревянные храмы – он был напуган частыми пожарами в них. Строить же церковь из камня стоило слишком дорого.

С возведением Константиногорской крепости в 1779 году появился в ней и первый храм – маленькая походная церковь 16-го егерского полка, составлявшего крепостной гарнизон. Помещалась она, как свидетельствует план крепости, в одной из саманных казарм, которую делила с лазаретом. Такой церковью и приходилось довольствоваться первым посетителям Горячих Вод. Со временем домов здесь становилось все больше, как и лечащихся, снимавших в них квартиры. Крепостная церковь уже не годилась для приезжей публики. Добираться до нее было далековато, да и не могла она вместить всех молящихся – и солдат, и курсовых. Надо было иметь в Горячеводском поселении свой храм. И церковь в поселении вскоре появилась. Ее привезли сюда из Персии, где она служила сотрудникам Российского генерального консульства, упраздненного в 1813 году после окончания очередной Русско-Персидской войны. Зимой оснащение этого походного храма хранилось в Константиногорской крепости, а с началом сезона привозилось к подножию Машука, где для него устанавливался просторный шатер.

В 1803 году в целях укрепления участка границы Российской Империи, примыкающего к землям абазин и карачаевцев, было решено создать военное укрепление у "кислого колодца". 13 июня заложена Кисловодская крепость по третьему проекту. В июне появляются первые курортные больные, которые останавливаются в крепости, поскольку нередки нападения горцев. Лечатся купаниями в источнике. Купаются первые курортники прямо в яме. Вода подогревается раскалёнными камнями или пушечными ядрами. Дорога на курорт сложна из-за отсутствия моста через реку Подкумок, воды которого переворачивают экипажи. Первые больные устремляются к Кислому источнику из Георгиевска и других ближних мест Кавказа. 10 ноября завершена реконструкция крепости по "четвертому" проекту, составленному генералом Брюзгиным. Валы земляные. Крепость пятиугольная, в плане - с земляными бастионами по углам. Внутри укрепления сооружаются одноэтажные деревянные оштукатуренные постройки: офицерские дома, казармы, конюшни, провиантские склады и гауптвахты. Появляется специальная комната для богослужений первая церковь в Кисловодске. В 1818 году земляные валы Кисловодской крепости заменяются каменными стенами. Первая Кисловодская церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая была сооружена в 1803 году в одном из помещений крепости. Вскоре с увеличением населения появилась необходимость в строительстве приходского храма. Архитекторы братья Бернардацци в 1824 году создали проект церкви. В 1826 году храм был возведен в форме креста, из дерева, без применения гвоздей. Новая церковь, как и прежняя, крепостная, была освящена архимандритом Товией в честь Святителя и Чудотворца Николая.

В ВЕДЕНИИ ЦЕНТРА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ НАХОДИЛОСЬ СВЫШЕ 40 СТАНИЦ. В соответствии с распоряжением начальника Центра Кавказской линии командирами бригад были подготовлены и представлены сведения о количестве дворов и населения в станицах Кавказского линейного Казачьего войска, расположенных в Центре линии. В рапортах командиров бригад сообщалось, что в станицах Кавказского линейного Казачьего войска имеется следующее количество дворов:

командира 5-й бригады: в станицах 5- й бригады 3639 дворов, в том числе: Круголеской (355), Александровской (381), Калиновской (291), Грушовской (218), Сергиевской (311), Северной (263), Суворовской (378), Бекечевской (293), Баталпашинской (303), Беломечетской (335), Невинномыской (325), Воровсколеской (186);

командира 6-й бригады: в станицах 6- й бригады 4025 дворов, в том числе: Саблинской (276), Александрийской (367), Верхнеподгорной (234), Нижнеподгорной (195), Незлобной (278), Новопавловской (295), Георгиевской (217), Ессентукской (556), Кисловодской (167), Боргустанской (223), Горячеводской (341), Марьинской (301), Бабуковской (248), Зольской (297), Железноводской (30);

командира Горского казачьего полка: в станицах Горского казачьего полка 2313 дворов, в том числе: Екатериноградской (418), Приближной (135), Прохладной (265), Солдатской (235), Павловской (272), Государственной (314), Курской (150), Павлодольской (304), Новоосетинской (121), Черноярской (99);

войскового старшины Владикавказского казачьего полка: в станицах Владикавказского казачьего полка 1415 дворов, в том числе: Владикавказской (126), Архонской (168), Ардонской (220), Николаевской (168), Змейской (185), Урухской (94), Александровской (162), Котляревской (125), Пришибской (167).

В казачьих станицах, согласно действующему Уставу Духовных консисторий, церкви строились по проектам и сметам, утвержденным Главнокомандующим Кавказской армией.

Приступая к постройке своих поселений "казаки, прежде всего, отводили место под церковь и обносили его каменной оградой с проделанными в ней бойницами, красота церкви, высота ее колокольни, блеск купола и золоченого креста служили признаком большего или меньшего достатка станицы". Большинство станичных храмов представляло собой деревянное здание на каменном фундаменте с деревянной колокольней на четырех столбах.

Церкви были деревянные, без гвоздевой связи, а поэтому легко разбирались и перевозились на новые места. Церковь для казачества была большой ценностью. Защита церкви считалось одной из первых обязанностей христианина. Вот поэтому казаки стремились не расставаться со своей церковью.

После большого набега горцев 1765 года на линию, попытки могли повториться, и Екатерина приказала перевести на Терек еще часть волжских казаков, живших около Дубовки, и поселить их под именем Моздокского полка между самой крепостью Моздок и гребенскими городками. Казаки прибыли с Волги в 1769 году и были водворены на Тереке в станицах Галюгаевской, Наурской, Ищерской, Мекенской и Калиновской своим походным атаманом, полковником, впоследствии генералом Савельевым, имя которого в свое время было так популярно между казаками, что сады в Наурской станице и поныне называются еще Савельевскими. Таким образом, Терская линия была значительно усилена. В станице действовала церковь во имя Рождества Христова, деревянное строение, с отдельной колокольней и решетчатой оградой на каменном фундаменте. Построена церковь в 1804 году обществом станицы Наурской, за счет станичного капитала.

11 сентября 1777 года на месте редута "Беш-тамак", где незадолго до этого произошло сражение русских полков с турецко-крымским войском, солдаты Кабардинского егерского батальона заложили Екатерининскую крепость (в 35 верстах от Моздока). Крепость была сравнительно небольшой – до 200 метров в длину и от 170 до 255 метров в ширину, в зависимости от размера её пяти сторон составлявших пятиугольник. Той же осенью рядом с сооружаемыми крепостями возникли одноимённые станицы. В них по указу Екатерины II на строительство крепости были сосланы волжские казаки, принимавшие участие в восстании Емельяна Пугачёва. До весны 1780 года с Волги прибывали казачьи семьи. В то время в станице насчитывалось 900 жителей, включая взрослое население и детей.

В указе Сенату от 5 мая 1785 года об учреждении Кавказского наместничества с центром в городе Екатеринограде Екатерина II указала: "Городу Екатеринограду быть губернским". Сохранившийся приказ Павла Сергеевича Потемкина гласит: "Крепость Екатерининскую отныне рекомендую именовать во всех доходящих рапортах и прочих текущих делах Екатериноградом". Так Екатериноград стал губернским городом, центром всего Кавказского наместничества. В нем были построены многие учреждения.

Губернский город просуществовал недолго, немного более 4-х лет - до 1790 года. 30 апреля 1790 года последовал указ Екатерины II о перенесении правления Кавказским краем, вместе со всеми палатами, судами и департаментами из Екатеринограда в Астрахань.

В 1837 ГОДУ ЦАРЬ НИКОЛАЙ I ПОСЕТИЛ СТАНИЦУ И ОЧЕНЬ УДИВИЛСЯ, УВИДЕВ ДЕРЕВЯННУЮ ЦЕРКВУШКУ. Ведь бабушка Екатерина II выделила 40 тысяч на постройку собора в губернском городе. Эти деньги нашли в Астраханской духовной консистории. Так же царь приказал разобрать Потемкинский дворец (2-этажное здание, которое было построено за аркой), некоторые учреждения. И на все эти средства начали строить в 1845 году собор, а в 1850 году его достроили и 1 июля того же года освятили во имя св. преподобного Евфимия.

Первое поселение на месте нынешней станицы Курской по рассказам старожилов, (что записано и в церковной летописи) относится к 60-м годам XVIII столетия. Это была небольшая горсть крестьян Курской губернии, Корочанского уезда, селения Коломыйцевки, состоящая из 10-15 семейств. Такое небольшое поселение из года в год постепенно пополнялось до 1795 года, когда образовалось до 70 семейств. В это время возникла мысль о постройке храма, на что и последовало благословление Преосвященного Гаия, Епископа Моздокского и Мажарского, выраженное в грамоте за № 693. При общем единодушии и усердии храм возник очень скоро, благодаря тому обстоятельству, что здесь были вековые леса из дуба и карагача.

Станица Павлодольская была основана в 1784 году во время обустройства Моздокской линии. Здесь находился один из самых древних станичных храмов – Николаевская церковь, построенная в 1803 году.

В том же 1784 году была основана станица Прохладная, первоначально как крепость на Линии. Первый храм в станице был деревянный, сгорел в 1873 году. По этому поводу в Терских ведомостях за 9 июля 1873 года №28 опубликована следующая информация: "4-го июля в ст. Прохладной сгорела церковь. Как нам передавали, огонь показался в алтаре в скором времени после выхода священников, которых в этот день было трое служивших панихиду. Нужно предполагать, что причина пожара непотушенная свеча или выгоревший уголь. Церковь была деревянная. Когда принесли ключ и отперли церковные двери, то оказалось, что внутренность уже была наполнена дымом и объята пламенем. Думать о спасании церкви было невозможно, и через несколько часов от храма, составлявшего предмет долголетних работ казаков, осталась жалкая груда развалин. Станица была спасена от огня деревьями, растущими вокруг церкви, и усилиями двух рот Черноморского пехотного полка, отстоявших начинавшие загораться ближайшие к станице обывательские дома. Жители были все на полевых работах. Казаки оценивают свою потерю в 50 тыс. рублей".

В 1787 году было основано военное поселение Государственное. Спустя 45 лет, 2 декабря 1832 году последовал указ Сената, согласно которому были обращены в казаки и причислены к Волгскому полку Кавказского линейного войска четыре гражданских поселения, лежавших по Куме: Нижеподгорное, Верхнеподгорное, Александрийское и Незлобное, а также военные поселения Курское и Государственное.

В каждой станице Терского казачьего войска были свои церкви, святые храмы, которые для казаков всегда были Домом Божьим, в котором сам Господь невидимо пребывает. Для казаков и еще более для казачек святой храм считался местом, где можно было укрыться от трудностей жизни, от житейской грязи, очиститься душей, где можно покаяться в грехах и получить Божье благословение. Вот почему считалось великим долгом собирать деньги на строительство церквей, а более состоятельные казаки строили храмы на свои деньги. Так и в станице Государственной на собранные всеми казаками деньги была построена церковь во имя Святого Михаила Архангела.

В 1798 году, когда военно-пограничная линия продвинулась южнее Константиногорска, на правом берегу реки Ессентучок, в версте от впадения его в Подкумок, был заложен военно-пограничный редут. Но вскоре граница отодвинулась еще более к югу - к Кисловодску, где в 1803 году была основана Кисловодская крепость. Редут был упразднен, а на его месте оставлен казачий пост, называвшийся, как и редут - Ессентукским. Впоследствии за ненадобностью он был снят. В 1825 году по Высочайшему повелению на реке Бугунта в 3,5 км к северо-востоку от бывшего Есентукского поста была основана Ессентукская станица, в одно время "с Кисловодскою, Бургустанскою, Горячеводскою – для прочного составления границ и ограждения Кавказских жителей", - как сказано в приказе генерала Ермолова от 14 марта.

СВЯТО-НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСТРОЕНА КАЗАКАМИ В 1826 ГОДУ, предположительно по проекту архитекторов братьев Бернардацци. Церковь двухпрестольная: главный престол в честь Святителя Николая чудотворца зимнего и придел в честь Святого великомученика Пантелеимона. Церковь деревянная. При храме имелись церковно-приходская школа, богадельня, библиотека, архив.

Станица Горячеводская была образована на правом берегу реки Подкумок из 257 семей волжских казаков Волгского полка, переселенных из станицы Георгиевской. На главной площади созданной станицы в 1825 году была построена казачья церковь Успения Божией Матери. Здание церкви имеет свою историю. Она была перевезена в разобранном виде из станицы Дубовки Ставропольской губернии. Можно себе представить, как много лет назад казаки, отправляясь на жительство в другие земли, разобрали по бревнышку свою казачью церковь в станице Дубовке и перевезли ее как святыню сначала в Георгиевскую станицу, а затем дальше, в новую крепость. Успенский храм поставили на обширной площади, и он красиво выделялся своими стройными объемами на фоне кудрявого Машука.

В 1825 году в нескольких верстах к северу от Кисловодска казаками, переселёнными из станицы Александровской на Тереке, была основана станица Кисловодская. С собой они привезли деревянную церковь. Церковь была установлена в центре станицы. На следующий год вокруг храма была сооружена каменная стена с бойницами. Надо помнить, что в то время существовало напряженное положение в этом районе.

Это укрепление вокруг церкви в военных целях производилось из многих соображений. Сюда надо отнести наблюдение с колокольни, что давало возможность своевременно обнаружить приближение неприятеля. Набат колоколом служил оповещением жителей о приближающейся опасности. Каменная ограда вокруг церкви давала вполне надежную защиту. Ограждаемая площадь обычно вмещала всех жителей с их домашним скарбом и животными. Важным обстоятельством было то, что жители, защищая себя, одновременно защищали церковь, являющуюся большой духовной и также материальной ценностью. А в обычные дни тишину станичной жизни нарушал церковный колокол, созывая верующих на Богослужение, бил набат при пожаре, колоколом созывали станичный сход, проходивший тут же у церкви. Колоколом возвещали о смерти кого-либо из станичников.

А выше по реке Подкумок у горы Боргустан была основана станица Боргустанская. донскими и волжскими казаками в 1825 году для защиты кордонной линии от набегов. В станице построена деревянная церковь во имя Георгия Победоносца. "В центре станицы находится деревянная белая церковь, - писал Флориан Антуан Жиль о посещении станицы Боргустанской, - с зеленым кровельным покрытием, чьи маленькие купола и колоколенки, увенчанные крестом, являются счастливыми знаками серьезной и неспешной борьбы, что ведет Россия, дабы все более и более продвигать блага цивилизации в этих краях. Церковь сама по себе с ее укрепленным ограждением, дает представление о том, чем является эта непрерывная борьба. В одно и то же время святилище и крепость, она может предоставить прибежище всему населению в случае серьезной опасности;…что укрепление вполне способно вместить 1500 мужчин, женщин и детей, что живут в станице. Здание является четырехугольным, имея по двум своим углам своего рода круглую башню, образующую бастион, огонь бойниц коего укрывает стену, в свою очередь, пронизанную с каждой из своих сторон бойницами…

Я не знаю ничего более трогательного, чем этот обычай сосредоточивать всю жизнь станицы вокруг ее церкви. Молитвенный храм, пристанище всех жителей станицы, она стоит среди людей, коим обо всем сигнализирует. В праздничные дни ее трезвон колоколов развлекает окрестности. На площади, на коей она главенствует, происходят сборища и игры. Если она взывает к молитве, она же ударяет и в набат. Как только прогремит пушка тревоги…, ей отвечает своими торопливыми звонами церковный колокол. Из всех оград устремляются на конях казаки, дабы построиться непосредственно у церкви и получить приказы командира, чей дом всегда находится напротив церкви. Поэтому защитники станицы отправляются на отпор врагу как бы от святого сооружения. Любовь, кою казаки питают к своей церкви, запредельна. Часто они возводят ее на свои средства и сами украшают и поправляют, так как в случае надобности они являются и плотниками, и каменщиками, и декораторами. Я видел на Тереке и на Сунже церкви, являющиеся великолепными каменными сооружениями в византийском стиле…"

В 1822 году при создании Кордонной Кавказской Казачьей Линии на территории Кабарды создаётся ряд военных укреплений, названных впоследствии "Кабардинской Линией". По левому берегу Терека закладываются укрепления: Заречное, Пришибское, Урухское, Урванское, Кызбурунское (Баксанское) и др., с подчинением их Управлению Кабардинской Линии в слободе Нальчик.

УКРЕПЛЕНИЕ ПРИШИБСКОЕ БЫЛО ВЫСТРОЕНО НА МЕСТЕ КАЗАЧЬЕГО ПОСТА ПРИШИБ (на казачьем слове "пришиб" означает крутой поворот реки), располагавшегося в 15 верстах от паромной переправы через реку Малку, напротив станицы Екатериноградской, и известного с 1819 года. Пришибское укрепление становится первым военным укреплённым поселением на новом тракте Военно-Грузинской дороги, и здесь следовавшие в Грузию войска, почтовые кареты и экипажи делали остановку для отдыха.

Первое описание укрепления принадлежит П. Зубову, царскому военачальнику, посетившему Пришиб в 1824 году: "…Укрепление состоит из четырехугольного земляного вала с глубоким рвом, обнесенным частоколом и пушками по фасаду…" На Кабардинской Линии в это время несли службу солдаты регулярной армии и казаки с Дона и старых Гребенских станиц.

В таком виде укрепление застал и великий русский поэт А. С. Пушкин во время своей поездки на Кавказ в 1829 году. Следуя по тракту "...Военно-Грузинской дороги, 16 мая он прибыл в Екатериноград. 18 мая выехал с оказией из Екатеринограда и ночевал в укреплении Пришиб, 19 мая выехал из Пришиба в укрепление Урухское". Во время своего первого посещения Кавказа была написана поэма "Кавказский пленник".

22 мая 1829 года А.С. Пушкин находясь под впечатлением от поездки по Кавказской линии записал в дневнике:

"…Есть наконец средство более сильное, более нравственное – более сообразное с просвещением нашего века, но этим средством Россия доныне не брежет: проповедование Евангелия. Терпимость сама по себе вещь очень хорошая, но разве Апостольство с нею несовместимо? Разве истина дана для того, чтобы скрывать ее под спудом? Мы окружены народами, пресмыкающимися во мраке детских заблуждений, - и никто еще из нас не подумал препоясаться и идти с миром и крестом к бедным братиям, доныне лишенным света истинного. Легче для нашей холодной лености в замену слова живого выливать мертвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты. – Нам тяжело странствовать между ими, подвергаясь трудам, опасностям по примеру древних Апостолов и новейших рим<ско > кат <олических> миссионеров. Лицемеры! Так ли исполняете долг христианства. – Христиане ли вы. – С сокрушением раскаяния должна вы потупить голову и безмолвность. – Кто из вас, муж Веры и Смирения, уподобился святым старцам, скитающимся по пустыням Африки, Азии и Америки, без обуви, в рубищах, часто без крова, без пищи – но оживленным теплым усердием и смиренномудрием. – Какая награда их ожидает? Обращение престарелого рыбака или странствующего семейства… иногда – мученическая смерть. Мы умеем спокойно блистать велеречием, упиваться похвалами слушателей. – мы читаем книги и важно находим в суетных произведениях выражения предосудительные. – Предвижу улыбку на многих устах. – Многие сближая мои калмыцкие нежности с черкесским негодованием, подумают, что не всякий и не везде имеет право говорить языком высшей истины – я не такого мнения. – Истина, как добро Молиера, там и берется, где попадается…"

В августе того же 1829 года Пушкин снова останавливался в Пришибе, возвращаясь в Петербург. В станице Пришибской первая церковь (деревянная) была освящена 8 января 1850 года.

СТАНИЦА КОТЛЯРЕВСКАЯ ОСНОВАНА 26 АВГУСТА 1840 ГОДА на Военно-Грузинской дороге, на левом берегу реки Терек, около Погорелодубского поста. В начале, это было военное поселение. Первопоселенцами были нижние чины, прослужившие в войсках Отдельного Кавказского корпуса более 15 лет. В их числе донские и малороссийские казаки. Котляревское военное поселение названо в память знаменитых заслуг прославившегося на Кавказе генерала Петра Степановича Котляревского. В 1841 году поселение получило статус станицы с таким же названием. В станице была церковь Петра Афонского 1-го Владикавказского казачьего полка.

Станица Александровская основана в 1838 году как военное поселение. Предназначались военные поселения для заселения женатых солдат, прослуживших в частях Кавказской армии 15 и более лет. Поселенцы обязаны были совмещать военную службу с занятием сельским хозяйством. За казенный счет переселенцам были построены турлучные, крытые соломой и камышом хаты. В центре станицы Александровской образовалась небольшая площадь. На площади в 1850 году была построена церковь св. Александра Невского.

Станица Архонская основана в 1838 году на месте укрепления Архонского и первоначально поселено в ней 82 казачьих семейств из бывших малороссийских полков. В станице деревянная церковь св. Александра Невского.

Станица Николаевская расположена в гористой местности в ущелье Кабардинских гор. Население станицы началось в 1838 году, когда впервые были водворены здесь военные поселяне, прибывшие из России в числе 76 семейств. В 1848 году в станице Николаевской была построена Николаевская церковь.

Станица Змейская была основана в весьма важном стратегическом месте, у так называемых Эльхотовских ворот. Свое название она получила от речки Змейки, которая извилистым руслом оправдывала данное имя. Заселенная уроженцами украинских губерний. Церковь Сошествия Святого Духа сооружена в 1855 году.

На счет церквей по линии было такое распоряжение: в Николаевском поселении во имя св. Николая Чудотворца 6 декабря – день тезоименитства Императора Николая I; в Александровском – св. Александра Невского 30 августа - день тезоименитства Наследника Престола Александра Николаевича; в Ардоне – св. Великомученика победоносца Георгия 23 апреля – день полкового праздника 2 - го Малороссийского полка; в Архоне - св. Александра Невского 23 ноября - день полкового праздника 1 - го Малороссийского полка; в Урухе – св. Покрова – день эскадронного праздника 4 – го эскадрона 1 – го полка; в Пришибе – св. Архистратига Михаила 8 ноября - день эскадронного праздника 3 – го эскадрона того же полка; в Котляревке 12 июня – день памяти св. Петра Афонского; во Владикавказском поселении – св. иконы Казанской 22 октября - день полкового праздника бывшего Владикавказского гарнизонного полка. С тем вместе переданы: в Ардонское поселенное общество полковая походная церковь 2 – го полка с св. антиминсом от Полтавского архиепископа, и в Архонское общество – церковная утварь 1 – го полка.

В 1845 году было утверждено "Положение о Кавказском линейном казачьем войске", регламентировавшее управление и порядок службы. В связи с утверждением нового Положения о Кавказском Линейном Казачьем Войске, Указом Святейшего Правительствующего Синода от 19 июля 1845 года православные церкви казачьих станиц были находились в введении Обер-Священника Отдельного Кавказского корпуса протоиерея Лаврентия Михайловского.

В 1860 ГОДУ С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ по инициативе генерал-адъютанта князя А. Н. Барятинского, главнокомандующего войсками и наместника на Кавказе, Государем Императором Александром II 16 января был подписан Указ о разделении Кавказской лини. В соответствии с указом Кавказская линия была разделена на вновь учрежденные административные единицы. Было приказано: 1. Правое крыло Кавказской линии именовать впредь Кубанской областью. Левое крыло Кавказской линии именовать Терской областью. 3. Все пространство, находящееся к северу от главного хребта Кавказских гор и заключающее в себе, как означенные две части, Терскую и Кубанскую, так и Ставропольскую губернию, именовать Северным Кавказом. В 1867 году церкви казачьих линейных войск на Северном Кавказе перешли в ведение епископа Кавказского и Екатеринодарского с резиденцией в Ставрополе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Гедеон (Докукин). Митрополит. История христианства на Северном Кавказе до и после его присоединения к России. - Пятигорск, 1992.

Гак Т.В. Станице Екатериноградской – 232 года // "Архивы и общество // http://archivesjournal.ru

Гибель от пожара церкви в станице Прохладной // Терские ведомости, 9 июля 1873 года, №28.

Дебу И. О Кавказской линии. СПб., 1829.

Жиль Ф.А. Письма о Кавказе и Крыме / Составление и перевод с французского языка К.А. Мальбахова. - Нальчик: ГП КБР РПК, 2009.

Зубов П. Картины Кавказского края. – Спб., 1835.

История города Прохладного. Сайт: город Прохладный. Кабардино-Балкария // http://prohkbr.ru

Киреев Ф. История станицы Советской (Государственная). Сайт: Станица Советская // http://sstanitca.narod.ru

Краткая история Терского Казачьего Войска. //Сайт: Терское казачье войско в Р.К. http://cossacks-11rk.ru

Максимов Евг. Терское казачье войско. Историко-статистический очерк. – Владикавказ. Типография Областного Правления Терской области, 1890.

Марченко А. Матерь храмов Пятигорских…// "Ставропольский благовест" №11 (81), ноябрь 2003.

Ольшевский М. Кавказ с 1841 по 1866 год: Воспоминания участников Кавказской войны XIX века. – С. Петербург: Издательство журнала "Звезда", 2003.

Потто В.А. Кавказская война. Т5. – Ставрополь. "Кавказский край", 1994.

Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. М., 1949.

Сайт: Георгиевский образок // http://obrazok.livejournal.com

Сайт: Донской монастырь //http://russian-church.ru

Станица Ессентукская. Сайт: http://combcossack.0pk.ru

Станица Кисловодская. Сайт: http://combcossack.0pk.ru

Станица Павлодольская. Сайт: http://combcossack.0pk.ru

Сайт: Правослывные храмы Кавказских Миниральных Вод// http://www.novodev.narod.ru

Терцы. Сборник исторических, бытовых и геграфическо - статистических сведений о Терском казачьем войске. Составил войсковой старшина А. Ржевуский. - Владикавказ. Типография областного правления Терской области, 1888.

Фелицын Евг. Материалы для истории Северного Кавказа 1787-1792 годы. Части 1-2. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых (ООО "Полиграфсервис и Т"), 2011.

Хачиков В. И засияли купола // Ставропольская правда, 20 февраля 2004 г. http://www.stapravda.ru.

ЦГА КБР, ф.И-16, оп.1, д.254.

ЦГА КБР, ф.И-16, оп.1, д.1652.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Сайт: Библиотека словарей "Слов" // http://slov.com.ua

Православие.Ru
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Полезные ссылки Православная беседа Святыни России