Печать

Н. Бальжатова. СИМЕОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ: В ПАМЯТЬ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ХЛЮПИНА

Опубликовано в научно-публицистические

СИМЕОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ: В ПАМЯТЬ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ХЛЮПИНА

Наталья Бальжатова - консультант УЦГА КБР

Нальчикская церковь преподобного Симеона Столпника имеет богатую, интересную и в то же время трагическую историю, как и многие православные храмы в России. Поэтому необходимо помнить о людях, которым принадлежала идея ее создания, чьими трудами поддерживалась церковь в разные периоды ее существования, кто стоял у ее истоков.

 

Основание Симеоновской церкви в Нальчике связано с именем начальника Центра Кавказской линии С.И.Хлюпина.

Что мы знаем о нем? Семен Ильич Хлюпин проходил службу на Кавказе, генерал-майор, кавалер ордена Святого Георгия 4-го класса. С 1839 г. являлся командиром Тенгинского пехотного полка, в котором в 1841 г. служил М.Ю.Лермонтов. Известно, что он положительно оценивал «нравственность», «хозяйственность» и «усердие по службе» Лермонтова. В «Кондуитном списке офицеров» в графе о «способностях ума» напротив фамилии Лермонтова Хлюпин сделал отметку: «отлично хорошие», аттестовав «способности ума» других офицеров, в том числе свои, просто «хорошими». На должности начальника Центра Кавказской линии Хлюпин пребывал всего лишь год - с 1846 г. по 1847 г. Возможно, что его деятельность на этой должности продолжалась бы и дольше – если бы не смерть.

            Летом 1847 года на Кавказской линии свирепствовала эпидемия холеры. Один за другим в адрес начальника Центра Кавказской линии поступали рапорты командиров о зафиксированных случаях заболевания во вверенных им полках. Эпидемии подверглись укрепления Кабардинской линии, кабардинские аулы на р.Аргудан, Кисловодская кордонная линия… В укреплении Нальчик болезнь распространилась среди воинских чинов Кубанского егерского полка, жителей крепостного форштадта и в Нальчикском военном поселении. Начальством принимались экстренные меры по борьбе с эпидемией. В течение июля в полковом и батальонных лазаретах в Нальчике находилось на излечении 228 больных. Из них 86 человек умерли[1]. Не пощадила холера и начальника Центра, до последнего дня пытавшегося остановить эпидемию. С.И. Хлюпин скончался в крепости Нальчик и был похоронен на площади Нальчикского военного поселения. В именном списке офицеров, заболевших холерой, числится «Семен Ильин сын Хлюпин, начальник Центра Кавказской линии, генерал-майор, лет от роду – 46, заболел 29 июня 1847 г., умер 30 июня 1847 г[2].

Младший брат С.Хлюпина, 36-летний капитан Кубанского егерского полка Василий Хлюпин, тоже чуть было не ставший жертвой эпидемии и в одночасье потерявший старшего брата, предпринял некоторые шаги по увековечению памяти последнего. Прежде всего, над могилой С.Хлюпина построили деревянную часовню. Но самое главное, по ходатайству Василия Хлюпина 11 декабря 1847 г. император Николай I высочайше разрешил ему соорудить на собственные средства церковь на площади Нальчикского военного поселения, в память о начальнике Центра. Этим же указом император назначил однокомплектный штат церковнослужителей: священника и причетников. Им назначалось содержание от казны: священнику – наравне со священниками линейных батальонов, а причетникам по 51 р. 43 к. серебром в год с выдачей провианта наравне с нижними чинами. До постройки церкви, временно, священнодействовать им предполагалось в часовне[3].

            Все эти планы должны были претвориться в жизнь в Нальчикском военном поселении, которое располагалось близ крепости Нальчик и ее форштадта (предместья) отдельным селением. Согласно устоявшейся в нашей краеведческой литературе точке зрения, крепость Нальчик была построена в 1822 г. на левом берегу одноименной реки и занимала небольшую площадь: от нынешней улицы Лермонтова до улицы И.Арманд (район медфака КБГУ и гостиницы «Нальчик»). К укреплению примыкал форштадт – территория, где были построены казармы для военнослужащих, жилые дома женатых солдат, штаб-квартира полка, полковой лазарет, унтер-офицерские караулы и другие строения. Форштадт тянулся вдоль берега реки Нальчик, и, фактически, являлся продолжением крепости. Дальше, за форштадтом, с 1839 г. располагалось военное поселение из отставных солдат с семьями. За окраиной поселения начиналось нальчикское кладбище (от ул.Пятигорской). Крепость, ее форштадт и военное поселение явились составляющими, сформировавшими то ядро, которое сегодня принято считать исторической частью нашего города.

В военном поселении не было собственного православного храма, и военные поселяне являлись прихожанами полковой церкви Святого Михаила Архистратига, с давних пор выстроенной на форштадте крепости Нальчик. С 1843 г. данная церковь в части управления финансово-хозяйственными делами официально перешла в ведомство военных поселян, хотя богослужения продолжали проводить полковые священники. Однако, по мнению начальника Центра Кавказской линии князя Голицина, логичнее было бы передать Михайло-Архангельскую церковь жителям крепостного форштадта: «Храм божий… перешел в ведение Нальчикского поселения, хотя расположен на площади между крепостью и форштатом, следовательно, от поселения в значительном расстоянии. К благолепию церкви способствуют более всего приношения купечества и жителей форштата, которые убедительно просят о переименовании церкви в крепостную, с назначением священника и церковных служителей постоянных, а не сменяющихся с прибытием новых войск, как это было до настоящего времени…»[4].

Новую церковь в честь генерала Хлюпина решено было возвести именно в военном поселении, скорее всего, во избежание неудобств и разногласий между поселянами, жителями форштадта и полковыми священниками. Однако время внесло свои коррективы в осуществление этих замыслов: 7 сентября 1850 г. император Николай I приказал причислить военные поселения Кавказской линии к Кавказскому линейному Казачьему войску. Военное поселение при Нальчикской крепости в 1850-1851 гг. прекратило свое существование. Большинству его жителей пришлось стать казаками, уехать из Нальчика и устраивать заново свою хозяйственную жизнь в станицах. Поселяне перевезли на новые места водворения все свое имущество, в том числе недвижимое (путем разбора деревянных домов).

Естественно, что воздвигать новую церковь в бывшем поселении уже не имело смысла – за отсутствием прихожан. И, видимо, по этой причине церковь построили не в военном поселении, а на месте старой Михайло-Архангельской церкви на крепостном форштадте. В одном из документов говорится, что «церковь предполагалась построиться в Нальчикском военном поселении, …но как поселение еще в 1851 году уничтожено, церковь находится при укреплении на Нальчикском форштадте»[5]. Сейчас можно с уверенностью сказать, что новая Симеоновская церковь была воздвигнута на месте старой Михаило-Архангельской церкви. В рапорте воинского начальника укрепления Нальчикского полковника Занаревского начальнику Нальчикского округа полковнику Нуриду за 1867г. сказано, что «майор Хлюпин с Высочайшего разрешения возвел на том самом месте, где была старая деревянная – каменную во имя Симеона Столпника в память своего брата Начальника Центра Кавказской линии, уже после упразднения военных поселян. Материалы же старой церкви переданы в его распоряжение…»[6].  

Судя по сохранившимся метрическим книгам, новая Симеоновская церковь была построена в 1851 г. (с 1852 г. метрические книги принадлежат уже не «Михайло-Архангельской церкви Нальчикского военного поселения», а «Нальчикского форштадта церкви Преподобного Симеона Столпника»). В архиве имеется документ от 29 мая 1853г., косвенно подтверждающий этот факт. Начальник Центра Кавказской линии Грамотин писал: «В Нальчикской Семионовской церкви по весьма недавнему ея устройству, не имеется не только форменных риз, но и которыя есть чрезмерно небогаты, а прочия принадлежности церковныя вовсе не соответствуют назначению своему…» Грамотин желал, чтобы прочая необходимая церковная утварь соответствовала богатству многих вещей, пожертвованных строителем церкви. Он добивался разрешения выписать из Москвы церковные принадлежности на сумму, причисленную к этой церкви от бывшей поселянской суммы.

Конкретная дата постройки и освящения церкви указана в клировых ведомостях Симеоновской форштадской церкви[7], хранящихся в Государственном архиве Ставропольского края: «Построена в 1851 г. на средства генерал-майора армии Хлюпина. Освящена 29 декабря 1851 г. Здание каменное с такой же колокольней. Престол освящен в честь прп. Симеона Столпника». Здесь же отметка: «Имеются сведения о том, что приход существовал с 1845 г[8].

В новую церковь назначили священника Николая Благонравова. Из архивных документов известны некоторые факты его биографии. Благонравов окончил курс философии в Тульской духовной семинарии, 6 декабря 1848 г. был рукоположен в сан дьякона, 15 июля 1851 г. – в сан священника[9]. В том же году молодой 25-летний батюшка приезжает в Нальчик. «В 1851-м году прибыл я в укрепление Нальчик Симеоновской форштатской церкви и при оной служу согласно распоряжения Высочайшего наравне с священниками линейных батальонов и получаю оклад жалованья от казны равный с ними», - писал в одном из документов Благонравов[10]. Кроме того, священник исправлял духовные требы за пределами Нальчика. В архиве сохранился документ, составленный Благонравовым собственноручно. В нем сказано, что в 1852 г. совершена поездка священника с дьяконом от укрепления Нальчика на пост Аргуданский во время Святой Четыредесятницы для исполнения христианского долга над казаками 6-го Донского казачьего полка; для той же надобности состоялась поездка в укрепление Ново-Баксанское и обратно. С 1853 по 1856 год – посещение тех же самых мест. В 1856 г. по особому распоряжению начальника Центра Кавказской линии совершена поездка в укрепление Каменномостское для привода к присяге воинских чинов на верность подданства Его Императорскому Величеству. Благонравов прожил в Нальчике до преклонных лет, имел большое семейство и был похоронен, по преданию, рядом с церковью.

Небезынтересно также знать, где находилась могила генерала Хлюпина. То, что он был похоронен на площади Нальчикского военного поселения, известно. Известно также, что над его могилой была выстроена деревянная часовня под железно-листовой крышей. Но где же находилась сама площадь? К сожалению, мы не имеем графических документов (планов, чертежей), характеризующих первоначальный облик Нальчика. Тем не менее, в Центральном государственном архиве КБР сохранились довольно подробные описания самого укрепления, его форштадта и военного поселения. Согласно наиболее позднему описанию (1865), «площадей в Нальчике три: одна отделяющая укрепление от строений форштадта; другая площадь Слободского Управления и третья торговая». Можно предположить, что первая - это современный сквер Свободы (перед зданием медфака КБГУ), а вторая – «Детский парк» на ул. Кабардинской. Но нам больше интересна третья площадь, так как она скрывает важный для нас ориентир. Известно, что торговая площадь располагалась в дореволюционном Нальчике на месте нынешнего кинотеатра «Победа», который находится на пересечении улиц Кабардинской и Грибоедова. С 1842 г. здесь устраивались первые базары Нальчика, введенные еще начальником Центра Кавказской линии князем Голициным. Факт, что базары проводились именно там, подтверждается тем обстоятельством, что улица Грибоедова до 1945 г. носила название Мало-Базарная, а сама площадь до 1920-х годов так и называлась – Мало-Базарной[11]. Возникает вопрос: могла ли эта площадь относиться к военному поселению? В одном из документов читаем: «..Во время учрежденных между форштатом и поселением в воскресные дни базарах проводится разного рода торговля лесом и прочими произведениями и огородными плодами…» Таким образом, можно сделать вывод, что площадь, занимаемая ныне кинотеатром, находилась рядом с военным поселением. Это была граница, где заканчивался форштадт и откуда начиналась территория поселения. И вполне вероятно, что Хлюпин был похоронен именно там, в самом центре тогдашнего Нальчика.

Сведения о часовне, построенной над его могилой, упоминаются в отчете военного поселения за 1850 год – последний год существования поселения. Согласно этому документу, в 1850 г. в поселении проживало 252 человека и имелись следующие постройки: собственные дома военных поселян, два деревянных с камышовыми крышами магазина для хранения общественного хлеба в зерне, общественная мукомольная мельница с тремя поставами, пожарная труба, недостроенная богадельня, деревянная часовня[12]. Позже никаких упоминаний о часовне в архивных источниках не имеется. Зато появляется некая «батальонная церковь». В одном из документов за 1868 г. отмечалось, что «воинские чины Кавказского линейного № 7 батальона имеют свою церковь»[13]. А начальник Нальчикского слободского управления полковник Занаревский в 1869 г. писал начальнику Кабардинского округа: «…Причт этот особый назначен был к Нальчикской Симеоновской церкви даже в то время, когда в Нальчике находилась другая церковь с двумя священниками, а именно: церковь Кубанского полка, но в настоящее время в батальоне только один священник»[14].

О том, где именно располагалась батальонная церковь, архивные документы умалчивают. Эта церковь, как и все военные храмы, могла занимать как самостоятельную постройку, так и быть включенной в какое-либо здание, например, здание казармы или штаба. Можно, правда, далеко не бесспорно предполагать, что под батальонную церковь было приспособлено здание часовни, но это останется лишь предположением, так как документального подтверждения этому факту нет.

В описании Нальчика, составленном в 1865 г., отмечалось, что в укреплении имеется две церкви: «Одна из них батальонная, другая же приходская, эта последняя каменная прекрасной архитектуры построена по завещанию бывшего Начальника Центра генерала Хлюпина, на счет денег из его собственности ассигнованных»[15]. И судя по фотографиям Симеоновского собора (Симеоновской церкви), датируемым началом ХХ в., эта церковь была, действительно, «прекрасной архитектуры»… Престол храма, как говорилось выше, был освящен в честь преподобного Симеона Столпника – небесного покровителя Семена (в крещении Симеона) Хлюпина.

В связи с окончанием Кавказской войны Нальчикская крепость утратила свое стратегическое значение и в 1871 г. была упразднена с передачей ее населения в гражданское ведомство. Примерно с этого времени батальонная церковь уже не фигурирует в архивных документах. В статистических данных за 1876 г. в 1-м участке Пятигорского округа (куда входили слобода Нальчик, станицы Александровская, Пришибская и Котляревская), зафиксировано 4 православных церкви: 3 деревянные и 1 каменная. Вероятно, три деревянные церкви находились в станицах, а одна каменная – в Нальчике. В последней четверти ХIХ в. в Нальчике числилась только одна церковь. Так, в 1884 г. в слободе Нальчик находились: «слободская церковь – 1, церковный дом -1»[16], а в 1899 г. – «церковь православная – 1»[17]. Речь здесь идет, конечно, о Симеоновской церкви.

Здание Симеоновской церкви создавало в сочетании со зданием реального училища, выстроенном в 1913 г., единый архитектурный ансамбль, являясь украшением слободы, а позднее города Нальчика[18]. Находилось оно на улице Церковной, после революции переименованной в улицу Советскую, на пересечении ее с улицей Воронцовской (ныне Кабардинская) на бывшей площади форштадта. Только теперь здесь уже росли деревья, стояла маленькая уютная ротонда[19], в которой по выходным дням играл духовой оркестр, а сам скверик именовался Романовским в честь царствующей династии[20]. Рядом располагалось несколько жилых домов, в том числе дом священника, церковно-приходская школа, помещения павильона и Нальчикского окружного управления[21].

В начале 1920-х годов строения были муниципализированы и сданы в аренду вновь созданным советским учреждениям. Так, в бывшем здании Нальчикского окружного управления разместились: военкомат, Нальчикский окружной исполком и дивизион; в церковно-приходской школе – музей, в доме Тавлинова – органы ОГПУ. Бывшее реальное училище и дом священника были заняты Ленинским учебным городком (ЛУГом).

Борьба с религией и с «пережитками прошлого» составляла одно из важнейших направлений воспитательной работы в ЛУГе, впрочем, как и во всех других образовательных учреждениях той эпохи. Вот что сообщал в 1928 г. заведующий учебным городком Кабардино-Балкарскому отделу ОГПУ: «Настоящим доводим до Вашего сведения, что в результате разборки книг, полученных ЛУГ'ом из ОГПУ, признаны совершенно негодными и подлежащими уничтожению до 400 экземпляров книг (учебники «Закона Божьего» и другого характера с явно выраженным антиреволюционным содержанием), для чего выделена комиссия в составе сотрудников Ленучгородка т.т. Сарахан, Загребельного и представителя ОГПУ. Просьба выделить Вашего представителя для просмотра этой литературы и составлении акта об уничтожении ее»[22].

Из воспоминаний курсанта учебного городка: «…Городская соборная церковь в те времена стояла близко к Ленинскому учебному городку. И часто по указанию священника в церкви устраивали колокольный звон, чтобы помешать курсантам спокойно учиться… Общее собрание курсантов обратилось в областной комитет партии и облисполком с просьбой убрать церковь подальше от городка. Идя навстречу курсантам, в Нальчике провели несколько общих собраний верующих граждан с участием Бетала Калмыкова. В результате проведенной разъяснительной работы общее собрание граждан Нальчика решило выстроить церковь в другом месте, подальше от городка».

Так красивейшее здание дореволюционного Нальчика стало помехой при планировке и реконструкции центральной части города-курорта и административного центра молодой Кабардино-Балкарской области. 6 декабря 1928г. постановлением Кабардино-Балкарского облисполкома горсовету были отпущены средства на «перенос» (а фактически снос) церковного здания, что и было выполнено: нальчикский Симеоновский собор был разрушен, а часть строительных материалов доставлена на новое место – к городскому кладбищу на ул.Пятигорской[23].

В последующие годы на предоставленном земельном участке на ул.Пятигорской возведено новое здание Симеоновской церкви, ныне действующей. На месте же снесенного большевиками Симеоновского собора сегодня стоит совершенно безликое и серое здание танцевального зала, где размещаются кафе и другие развлекательные заведения. А образ Симеоновского собора остался лишь на старых фотографиях, откуда он сквозь призму времени не перестает удивлять нас своей неповторимой красотой.

 



[1] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.673, л.9.

[2] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.682, л.30.

[3] Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе, том ХХII. Отделение первое. 1847. СПб, 1848. С.895-896.

[4] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.339, лл.138 об-139.

[5] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.1789, лл.1об-2.

[6] УЦГА АС КБР, ф.И-2, оп.1, д.308, лл.1-3об.

[7] Клировые ведомости – документы о службе лиц духовного сословия. Включали также сведения о здании церкви, церковном имуществе.

[8] Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.). Справочник. Ставрополь, 2012. С.385.

Примечание: приход – это церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающий священнодействия для прихожан.

[9] УЦГА АС КБР, ф.И-2, оп.1, д.234, лл.2об-3.

[10] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.1789, л.1.

[11] УЦГА АС КБР, ф.Р-23, оп.2, д.4, л.5 об.

Примечание: позднее в Нальчике открылся другой базар на месте, где ныне стоит гостиница «Россия» (так называемый Большой базар).

[12] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.1015, л.4-4 об.

[13] УЦГА АС КБР, ф.И-2, оп.1, д.308, л.4-4об.

[14] УЦГА АС КБР, ф.И-2, оп.1, д.308, л.13-13об.

[15] УЦГА АС КБР, ф.И-2, оп.1, д.769, л.10-10об.

[16] УЦГА АС КБР, ф.И-35, оп.1, д.1, л.1об.

[17] УЦГА АС КБР, ф.И-6,оп.1,д.455,л.17об-18.

[18] В здании реального училища ныне размещается медицинский факультет КБГУ.

[19] Ротонда – беседка.

[20] Романовский сквер после революции был переименован в сквер Свободы.

[21] УЦГА АС КБР, ф.Р-5, оп.1, д.222, лл.4, 8об, 10-10об.

[22] УЦГА АС КБР, ф.Р-188, оп.1, д.9, л.139.

[23] Тютюнина Е.С. Православные храмы Кабардино-Балкарии.//Славянские чтения. Материалы второй научно-практической конференции. Май 1996. Нальчик, 1996. С.22.

Примечание: впоследствии кладбище тоже было уничтожено, а на его месте построены многоэтажные жилые дома.

Православие.Ru
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Полезные ссылки Православная беседа Святыни России