Н. Бальжатова. СИМЕОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ: В ПАМЯТЬ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ХЛЮПИНА
СИМЕОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ: В ПАМЯТЬ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ХЛЮПИНА
Наталья Бальжатова - консультант УЦГА КБР
Нальчикская церковь преподобного Симеона Столпника имеет богатую, интересную и в то же время трагическую историю, как и многие православные храмы в России. Поэтому необходимо помнить о людях, которым принадлежала идея ее создания, чьими трудами поддерживалась церковь в разные периоды ее существования, кто стоял у ее истоков.
Основание Симеоновской церкви в Нальчике связано с именем начальника Центра Кавказской линии С.И.Хлюпина.
Что мы знаем о нем? Семен Ильич Хлюпин проходил службу на Кавказе, генерал-майор, кавалер ордена Святого Георгия 4-го класса. С
Летом 1847 года на Кавказской линии свирепствовала эпидемия холеры. Один за другим в адрес начальника Центра Кавказской линии поступали рапорты командиров о зафиксированных случаях заболевания во вверенных им полках. Эпидемии подверглись укрепления Кабардинской линии, кабардинские аулы на р.Аргудан, Кисловодская кордонная линия… В укреплении Нальчик болезнь распространилась среди воинских чинов Кубанского егерского полка, жителей крепостного форштадта и в Нальчикском военном поселении. Начальством принимались экстренные меры по борьбе с эпидемией. В течение июля в полковом и батальонных лазаретах в Нальчике находилось на излечении 228 больных. Из них 86 человек умерли[1]. Не пощадила холера и начальника Центра, до последнего дня пытавшегося остановить эпидемию. С.И. Хлюпин скончался в крепости Нальчик и был похоронен на площади Нальчикского военного поселения. В именном списке офицеров, заболевших холерой, числится «Семен Ильин сын Хлюпин, начальник Центра Кавказской линии, генерал-майор, лет от роду – 46, заболел 29 июня
Младший брат С.Хлюпина, 36-летний капитан Кубанского егерского полка Василий Хлюпин, тоже чуть было не ставший жертвой эпидемии и в одночасье потерявший старшего брата, предпринял некоторые шаги по увековечению памяти последнего. Прежде всего, над могилой С.Хлюпина построили деревянную часовню. Но самое главное, по ходатайству Василия Хлюпина 11 декабря
Все эти планы должны были претвориться в жизнь в Нальчикском военном поселении, которое располагалось близ крепости Нальчик и ее форштадта (предместья) отдельным селением. Согласно устоявшейся в нашей краеведческой литературе точке зрения, крепость Нальчик была построена в
В военном поселении не было собственного православного храма, и военные поселяне являлись прихожанами полковой церкви Святого Михаила Архистратига, с давних пор выстроенной на форштадте крепости Нальчик. С
Новую церковь в честь генерала Хлюпина решено было возвести именно в военном поселении, скорее всего, во избежание неудобств и разногласий между поселянами, жителями форштадта и полковыми священниками. Однако время внесло свои коррективы в осуществление этих замыслов: 7 сентября
Естественно, что воздвигать новую церковь в бывшем поселении уже не имело смысла – за отсутствием прихожан. И, видимо, по этой причине церковь построили не в военном поселении, а на месте старой Михайло-Архангельской церкви на крепостном форштадте. В одном из документов говорится, что «церковь предполагалась построиться в Нальчикском военном поселении, …но как поселение еще в 1851 году уничтожено, церковь находится при укреплении на Нальчикском форштадте»[5]. Сейчас можно с уверенностью сказать, что новая Симеоновская церковь была воздвигнута на месте старой Михаило-Архангельской церкви. В рапорте воинского начальника укрепления Нальчикского полковника Занаревского начальнику Нальчикского округа полковнику Нуриду за 1867г. сказано, что «майор Хлюпин с Высочайшего разрешения возвел на том самом месте, где была старая деревянная – каменную во имя Симеона Столпника в память своего брата Начальника Центра Кавказской линии, уже после упразднения военных поселян. Материалы же старой церкви переданы в его распоряжение…»[6].
Судя по сохранившимся метрическим книгам, новая Симеоновская церковь была построена в
Конкретная дата постройки и освящения церкви указана в клировых ведомостях Симеоновской форштадской церкви[7], хранящихся в Государственном архиве Ставропольского края: «Построена в
В новую церковь назначили священника Николая Благонравова. Из архивных документов известны некоторые факты его биографии. Благонравов окончил курс философии в Тульской духовной семинарии, 6 декабря
Небезынтересно также знать, где находилась могила генерала Хлюпина. То, что он был похоронен на площади Нальчикского военного поселения, известно. Известно также, что над его могилой была выстроена деревянная часовня под железно-листовой крышей. Но где же находилась сама площадь? К сожалению, мы не имеем графических документов (планов, чертежей), характеризующих первоначальный облик Нальчика. Тем не менее, в Центральном государственном архиве КБР сохранились довольно подробные описания самого укрепления, его форштадта и военного поселения. Согласно наиболее позднему описанию (1865), «площадей в Нальчике три: одна отделяющая укрепление от строений форштадта; другая площадь Слободского Управления и третья торговая». Можно предположить, что первая - это современный сквер Свободы (перед зданием медфака КБГУ), а вторая – «Детский парк» на ул. Кабардинской. Но нам больше интересна третья площадь, так как она скрывает важный для нас ориентир. Известно, что торговая площадь располагалась в дореволюционном Нальчике на месте нынешнего кинотеатра «Победа», который находится на пересечении улиц Кабардинской и Грибоедова. С
Сведения о часовне, построенной над его могилой, упоминаются в отчете военного поселения за 1850 год – последний год существования поселения. Согласно этому документу, в
О том, где именно располагалась батальонная церковь, архивные документы умалчивают. Эта церковь, как и все военные храмы, могла занимать как самостоятельную постройку, так и быть включенной в какое-либо здание, например, здание казармы или штаба. Можно, правда, далеко не бесспорно предполагать, что под батальонную церковь было приспособлено здание часовни, но это останется лишь предположением, так как документального подтверждения этому факту нет.
В описании Нальчика, составленном в
В связи с окончанием Кавказской войны Нальчикская крепость утратила свое стратегическое значение и в
Здание Симеоновской церкви создавало в сочетании со зданием реального училища, выстроенном в
В начале 1920-х годов строения были муниципализированы и сданы в аренду вновь созданным советским учреждениям. Так, в бывшем здании Нальчикского окружного управления разместились: военкомат, Нальчикский окружной исполком и дивизион; в церковно-приходской школе – музей, в доме Тавлинова – органы ОГПУ. Бывшее реальное училище и дом священника были заняты Ленинским учебным городком (ЛУГом).
Борьба с религией и с «пережитками прошлого» составляла одно из важнейших направлений воспитательной работы в ЛУГе, впрочем, как и во всех других образовательных учреждениях той эпохи. Вот что сообщал в
Из воспоминаний курсанта учебного городка: «…Городская соборная церковь в те времена стояла близко к Ленинскому учебному городку. И часто по указанию священника в церкви устраивали колокольный звон, чтобы помешать курсантам спокойно учиться… Общее собрание курсантов обратилось в областной комитет партии и облисполком с просьбой убрать церковь подальше от городка. Идя навстречу курсантам, в Нальчике провели несколько общих собраний верующих граждан с участием Бетала Калмыкова. В результате проведенной разъяснительной работы общее собрание граждан Нальчика решило выстроить церковь в другом месте, подальше от городка».
Так красивейшее здание дореволюционного Нальчика стало помехой при планировке и реконструкции центральной части города-курорта и административного центра молодой Кабардино-Балкарской области. 6 декабря 1928г. постановлением Кабардино-Балкарского облисполкома горсовету были отпущены средства на «перенос» (а фактически снос) церковного здания, что и было выполнено: нальчикский Симеоновский собор был разрушен, а часть строительных материалов доставлена на новое место – к городскому кладбищу на ул.Пятигорской[23].
В последующие годы на предоставленном земельном участке на ул.Пятигорской возведено новое здание Симеоновской церкви, ныне действующей. На месте же снесенного большевиками Симеоновского собора сегодня стоит совершенно безликое и серое здание танцевального зала, где размещаются кафе и другие развлекательные заведения. А образ Симеоновского собора остался лишь на старых фотографиях, откуда он сквозь призму времени не перестает удивлять нас своей неповторимой красотой.
[1] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.673, л.9.
[2] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.682, л.30.
[3] Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе, том ХХII. Отделение первое. 1847. СПб, 1848. С.895-896.
[4] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.339, лл.138 об-139.
[5] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.1789, лл.1об-2.
[6] УЦГА АС КБР, ф.И-2, оп.1, д.308, лл.1-3об.
[7] Клировые ведомости – документы о службе лиц духовного сословия. Включали также сведения о здании церкви, церковном имуществе.
[8] Храмы и монастыри Ставропольской епархии (1843-1920 гг.). Справочник. Ставрополь, 2012. С.385.
Примечание: приход – это церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающий священнодействия для прихожан.
[9] УЦГА АС КБР, ф.И-2, оп.1, д.234, лл.2об-3.
[10] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.1789, л.1.
[11] УЦГА АС КБР, ф.Р-23, оп.2, д.4, л.5 об.
Примечание: позднее в Нальчике открылся другой базар на месте, где ныне стоит гостиница «Россия» (так называемый Большой базар).
[12] УЦГА АС КБР, ф.И-16, оп.1, д.1015, л.4-4 об.
[13] УЦГА АС КБР, ф.И-2, оп.1, д.308, л.4-4об.
[14] УЦГА АС КБР, ф.И-2, оп.1, д.308, л.13-13об.
[15] УЦГА АС КБР, ф.И-2, оп.1, д.769, л.10-10об.
[16] УЦГА АС КБР, ф.И-35, оп.1, д.1, л.1об.
[17] УЦГА АС КБР, ф.И-6,оп.1,д.455,л.17об-18.
[18] В здании реального училища ныне размещается медицинский факультет КБГУ.
[19] Ротонда – беседка.
[20] Романовский сквер после революции был переименован в сквер Свободы.
[21] УЦГА АС КБР, ф.Р-5, оп.1, д.222, лл.4, 8об, 10-10об.
[22] УЦГА АС КБР, ф.Р-188, оп.1, д.9, л.139.
[23] Тютюнина Е.С. Православные храмы Кабардино-Балкарии.//Славянские чтения. Материалы второй научно-практической конференции. Май 1996. Нальчик, 1996. С.22.
Примечание: впоследствии кладбище тоже было уничтожено, а на его месте построены многоэтажные жилые дома.