Печать

Памятники Заюково, Баксанский район

Опубликовано в историко-археологические

Комплекс разновременных памятников

(окрестности с. Заюково Баксанского района)

 

 

Летом 2012 года на пятигорский археологический рынок стал поступать в невиданном количестве погребальный инвентарь, определяемый черными археологами как киммерийский. Практически ежевоскресно (рынок работает раз в неделю) на продажу предлагалось огромное количество бронзовых артефактов, в том числе шейные гривны, фибулы, браслеты, кинжаловидные привески, пряжки, орнаментированные топоры, шлемы ассирийского типа и многое другое.

Когда выяснилось, что поставляются все эти археологические древности из Кабардино-Балкарии, авторы задались целью остановить варварство. Но для этого надо было, прежде всего, найти сам могильник. Волею провидения это удалось. Так на интернет-сайтах и в ряде центральных газет появилась информация о том, что в КБР идет разграбление киммерийского некрополя.

Мы ожидали, что после этого незамедлительно будет сделано все возможное для охраны уникального могильника, но последовало обвинение авторов в научном непрофессионализме: захоронение, мол, не киммерийское, а кобанское (так называемая кобанская культура охватывает периоды бронзового (XIII/XII – IV века до н. э.) и железного веков (VII–III века до н. э.).

Видя, что несанкционированные раскопки продолжаются, мы обратились с письмом к министру МЧС по КБР С. И. Шагину, тот в свою очередь – непосредственно к главе республики А. Б. Канокову. Но прошло еще три месяца, было опубликовано множество материалов (только «Кавказский узел» пять раз обращался к теме), пока наконец в конце декабря на правительственном сайте не появилось сообщение о том, что «власти Кабардино-Балкарии обеспечат охрану курганного могильника в окрестностях сельского поселения Заюково Баксанского муниципального района республики», создав для этого рабочую группу в составе представителей Министерств культуры России и КБР, республиканских УФСБ и МВД, администрации района.

Это не может не радовать. Но сегодня надо вести речь уже не только о некрополе. Он действительно, как пишет известный ученый, доктор исторических наук С. Л. Дударев в статье «Блеск и горечь древней бронзы (о новых находках у селения Заюково)», напечатанной в вышедшем в декабре 2011 года научном сборнике «Археология Средней Кубани» (см. предыдущий очерк – приложение), «блестящий памятник, с помощью материалов которого археологи могут вписать новые и яркие страницы в историю Центрального Предкавказья и всего Северного Кавказа, а возможно, и всей Юго-Восточной Европы». Но существует не сам по себе, а является частью уникального многоцелевого ритуального комплекса.

Проведенные нами исследования (естественно, весьма поверхностные), опросы старожилов селений Заюково и Кенделен (именно они сообщили, что могильник в народе называют «Кладбищем нартов») сегодня позволяют уверенно утверждать, что в означенном месте находилось, во-первых, место религиозных отправлений, во-вторых, пригоризонтная обсерватория (мы об этом подробно писали в № 12 за 2011 год приложения к газете «Совершенно секретно»), а в-третьих, …мужской монастырь, действовавший с начало второго тысячелетия нашей эры вплоть до нашествия Тимура (конец XIV века).

И об этом говорят не только передаваемые из поколения в поколение предания, которые не рождаются на пустом месте, но и многочисленные кельи, вырытые под скальным выступом с правой стороны. Их, доступных для осмотра, несколько; полузасыпанных (в ямы, заканчивающиеся узкими щелями-проходами, мы спускали кинокамеру, зафиксировавшую помещения площадью шесть и более квадратных метров) значительно больше. Кенделеновец Назир Хапаев, будучи в шестидесятых годах мальчишкой, побывал во многих из этих келей, более того, он помнит, что внутри некоторых из них имелись вертикальные узкие шахты, в которые дети побоялись спускаться. Вероятнее всего, эти колодцы вели к воде.

Действительно, песчаник, из которого сложена высота 971 – так она обозначена на карте, – очень легок для обработки, позволяет проделывать весьма продолжительные штольни-шахты. О том, что внутри скального выступа имеются многочисленные пустоты, свидетельствуют и показания георадара. Ощущение, что там находится множество подземных помещений (только ли келий?), в том числе и резервуар для хранения воды. Но их характер и объем можно выяснить с помощью мощной современной сканирующей техники. Хотя и старинные методы (имеем в виду лозоискание) здесь срабатывают по полной: металлические рамки не знают удержу.

В народе живет память, что монахи, узнав о приближении Тимура, покинули монастырь, но перед этим снесли в одно из помещений святые книги (вероятнее всего, греческие Евангелия) и надежно замуровали в него вход. После сражения с воинами безжалостного Хромца (молва утверждает, что битва проходила внизу – на том месте, где сейчас лежит трасса, ведущая в Приэльбрусье), в которой местные племена, поддерживающие Тохтамыша, были разбиты, несмотря на их отчаянное сопротивление, монахи уже не вернулись в свою обитель. Да и кому было возвращаться? Воины Тимура в плен не брали, оставляя после себя выжженную и обезлюдевшую землю.

Итак, суммируя сказанное о «комплексе разновременных памятников» (словами С. Л. Дударева), что расположен между селениями Заюково и Кенделен, можно сделать следующий вывод. Люди пользовались данным комплексом на протяжение нескольких тысячелетий. Раскопанные ранее Заюковские могильники (первый и второй) и новый свидетельствуют, по заключению археолога В. И. Козенкова, о непрерывном использовании некрополя начиная с конца II тысячелетия до н. э. и до V–IV веков до н. э.

В это же время и позднее здесь осуществлялись действия ритуального характера. Свидетельствует об этом насыпной вал, представляющий из себя трибуну для наблюдений.

Также каменные шары, разбросанные по арене амфитеатра (сегодня их осталось восемь, но по выемкам на арене цирка можно говорить о двенадцати, так как в семидесятых годах прошлого века к этому приложили руку местные трактористы, сбросившие камни с обрыва).

Какую-то роль играла и каменная ограда, идущая параллельно валу. Ее камни можно рассматривать как предназначенные для пригоризонтной обсерватории, но, вероятно, они служили не только для астрономических наблюдений.

Далее, уже в первом тысячелетии нашей эры, здесь нашли обитель византийские монахи. Начиная с пятнадцатого века, ритуальный комплекс как таковой прекратил свое существование…

Наш памятник действительно не имеет аналогов, нуждается не просто в защите, а в глубоком, целенаправленном изучении. Нет сомнений, Заюковский ритуальный комплекс еще скажет свое слово в мировой истории.

Будет нелишне напомнить, что некрополь расположен в непосредственной близости от шахты-пещеры, которой во время войны интересовались гитлеровские офицеры из мистического общества «Аненербе». Более того, изображения свастик здесь встречается повсюду: как на земле, так и на погребальном инвентаре. Выводы отсюда предоставляем делать ученым.

 

Материал, подготовлен М.А. и В. Н. Котляровыми.

Фото Ж.Шогеновой, В. Котлярова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Православие.Ru
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Полезные ссылки Православная беседа Святыни России